Белл P-39 Аэрокобра Bell P-39 Airacobra

Десятка лендлизовских самолетов, которые спасли Сталина





Десятка лендлизовских самолетов, которые спасли СталинаСейчас в канун очередной годовщины окончания Второй мировой войны многие горячие головы склонны истерично кричать о том, что якобы Советский Союз мог одолеть нацистов и без помощи западных союзников.

Эти утверждения, по меньшей мере, можно считать даже не популистскими, а, скорее, маразматическими. Все дело в том, что в первые дни после начала боевых действий на Восточном фронте Советский Союз оказался колоссом на глиняных ногах, и его армия рухнула в первых же приграничных сражениях. Потери в технике были поистине катастрофическими – буквально в первые недели войны перестали существовать хваленные мехкорпуса Сталина, практически была уничтожена и авиация с лучшими «сталинскими соколами».

Восполнить потери СССР не мог ни физически, ни морально, так как вместе с потерянными территориями была потеряна и производственная мощь Страны Советов. Вот тут на помощь СССР и пришли западные союзники, которые в огромных количествах поставляли оборудование, сырье, обмундирования, продукты питания, а главное – военную технику. Без этой помощи к исходу лета 1943 года Сталин вполне мог оборонять Владивосток.

Остановимся более детально на авиации, поставляемой США и Великобританией в рамках программы «Ленд-лиза».

Довольно интересно об этом высказался немецкий генерал Вальтер Швабедиссен. В своей книге «Сталинские соколы» он привел аналитику, основанную на большом объективном материале, который собрала разведка Люфтваффе, а также обобщил воспоминания немецких пилотов, участвовавших в боях.

В частности он написал по этому поводу:

«Косвенная поддержка в виде поставок авиационной техники и снаряжения имела гораздо большее значение, чем непосредственное боевое сотрудничество. Вначале рассматриваемая как временная мера с целью смягчить нехватку в военном снаряжении, программа помощи была расширена, чтобы компенсировать недостатки советского производства. Эти поставки помогли Советскому Союзу выстоять и позже перейти в наступление. Постепенно акцент сместился в сторону поставок авиационного снаряжения.

Самолеты составляли наиболее весомую часть из программ помощи. Ежемесячные поставки машин составляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц. На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс. самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных. Из них 60% были американского производства и 40% британского, или, если точнее, то 6003 самолета из США и 4101 машина из Великобритании. К 1 октября того же года русские получили от западных союзников примерно 14700 самолетов—8734 американских и 6015 британских. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%».

Белл P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra) – не совсем удачный американский истребитель, который почти не использовался ВВС США во Второй мировой войне, однако пришелся ко двору в РККА, став самым массовым лендлизовским самолетом. Советские летчики любили «Аэрокобры» из-за их технологичности и безопасности для летчиков – фонарь у них откидывался, как на правую сторону, так и на левую, что удваивало шанс летчику выпрыгнуть из падающей машины, чего не было у советских самолетов при частом заклинивании фонаря. На «Аэрокобрах» воевали такие советские асы как Александр Покришкин (с 1942 года), Амет-Хан Султан и Григорий Речкалов. Всего по «Ленд лизу» в СССР было поставлено 4952 самолета этой модели.


Летчики 21-го гвардейского истребительного авиаполка на аэродроме Красноярска у истребителя Р-39 Аэрокобра

Хоукер Харрикейн (Hawker Hurricane) – британский одноместный истребитель несколько уступал немецким самолетам, однако для советских летчиков он был настоящей находкой. Правда, из-за низкой подготовки советского летного состава «Харрикейны» иногда несли и небоевые потери. Сталин не любил этот самолет, однако советские летчики его уважали и тепло отзывались о нем. «Харрикейны» в основном защищали северные конвои и сражались на центральных участках Восточного фронта. Поставляемые в СССР после 1942 года машины новых модификаций этого типа значительно превзошли самолеты аналогичных классов, выпускаемых в СССР, составив серьезную конкуренцию немецким самолетам. Всего в СССР было поставлено 2952 самолета этого типа в различных модификациях, включая палубные варианты.

Истребитель Hurricane IIA (Восточный фронт, зима 1943 года).

Белл P-63 «Кингкобра» (Bell P-63 Kingcobra) – американский истребитель-бомбардировщик, ставший продолжением и дальнейшим развитием истребителя Белл P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra). Сражался на Восточном фронте фактически с начала 1944 года на всех его участках. Несмотря на некоторые недостатки в компоновке и пилотировании, очень понравился советским летчикам, поскольку значительно превосходил по ряду параметров аналогичные отечественные модели. После окончания войны еще долгое время состоял на вооружении ВВС СССР. Всего в рамках «Ленд лиза» в Советский Союз было поставлено 2421 машину этого типа.


Советские и американские летчики у истребителя Р-63 на Аляске

Кертисс P-40 (Curtiss P-40) – американский истребитель, внесший свой вклад в начальный период войны на Восточном фронте (конец 1941 – начало 1942 года). Использовался в основном под Ленинградом и в Карелии как истребитель, штурмовик и легкий фронтовой бомбардировщик. Из-за недостатка отечественных самолетов подобного класса, весьма выручил советских летчиков в самые трудные периоды войны, хотя несколько и уступал немецким самолетам в маневренности и огневой мощи. Всего в СССР было поставлено 2134 самолетов этого типа.

 Истребитель Кертисс P-40 из состава из 126-го ИАП, Подмосковье, декабрь 1941 года

Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire) – британский истребитель, внесший решающий вклад в Битве за Британию, прибыл в 1942 году в СССР спасать от поражения Сталина. «Спитфайры» достойно противостояли немецким самолетам в воздушных битвах над Кубанью и Украиной, а также входили в состав подразделений морской авиации на Балтике и Северном Ледовитом океане. Использовали «Спитфайры», кроме как в качестве непосредственно истребителей, так и в роли легких бомбардировщиков, штурмовиков и даже самолетов-разведчиков. Всего в СССР было направлено 1338 машин этого типа.

Истребитель Spitfire LF.IXE, Восточный фронт, весна 1943 года

Рипаблик P-47 Тандерболт (Republic P-47 Thunderbolt) – американский тяжелый истребитель-бомбардировщик. При дефиците советских высотных истребителей пришелся очень даже ко двору «сталинским соколам» при отражении атак немецкой тяжелой бомбардировочной авиации на тыловые города. «Тандерболты» защищали небо Ярославля, Москвы, Горького и других промышленных центров. Всего в СССР было поставлено, по различным данным, от 195 до 203 машин этого типа.

Republic Р-47. «Knight of Pythias» — первый «Тандерболт», попавший в Советский Союз. Эта машина проходила оценочные летные испытания в ЛИИ

Дуглас А-20 Бостон (Douglas A-20 Boston) – американский бомбардировщик ближнего радиуса действия. Начал поступать в СССР в 1942 году. Внес значительный вклад в победу в Битве за Кубань. Вся бомбардировочная морская авиация Балтийского флота состояла из самолетов этого типа. На долю «Бостонов» пришлись все громкие победы СССР на море, включая повреждение устаревшего линкора «Шлезиен». На Северном Ледовитом океане «Бостоны» использовали в качестве торпедоносцев и самолетов-разведчиков при поиске субмарин противника. Есть случаи использования этого самолета в качестве ночного истребителя. Всего в СССР было поставлено, по разным данным, от 2771 до 3066 машин этого типа.


Командир ставит задачу члену экипажа бомбардировщика А-20 «Бостон» из 221-й бомбардировочной авиационной дивизии

Норт Америкэн B-25 Митчелл (North American B-25 Mitchell) – один из самых легендарных американских средних бомбардировщиков. Поставлялся после 1942 года в СССР, где особых лавров не снискал из-за сложности в ремонте и обслуживании. Однако на центральных участках фронта его весьма успешно использовали под Киевом и для дальних бомбардировок Будапешта и Бухареста. Всего в СССР поставили 861 самолет этого типа.

Б-25 Митчелл и летно-технический состав 13-го ГБАП ДД

Косолидейтед PBN-1 Каталина (Consolidated PBY Catalina) – американский самолет-амфибия (гидросамолет), ставший легендой советской морской авиации. Применялся весьма широко на Северном флоте, Балтике и Черном море. Ввиду недостатка аналогичных машин в СССР стал основным гидросамолетом РККФ. Его использовали в качестве самолета-разведчика, бомбардировщика, транспортного и санитарного самолета. Всего в СССР поступило 139 самолетов этого типа.

Косолидейтед PBN-1 Каталина, Архангельск, 1943 год

Дуглас C-47 «Скайтрэйн» или «Дакота» (Douglas C-47 Skytrain or Dakota) – американский военно-транспортный самолет, ставший легендой советской транспортной авиации периода Второй мировой войны. Ближе к 1945 году стал едва ли не основным военно-транспортным самолетом в СССР. Всего в Союз было поставлено 707 самолетов этого типа.

 Одна из модификаций Дуглас C-47 в СССР на испытаниях после войны

Вспоминая о всех лендлизовских самолетах, можно также сказать и о новейшем на тот период истребителе Норт Америкен Р-51 Мустанг (поставлено 10 машин), бомбардировщике Хендли-Пейдж (поставлено, по различным данным от 10 до 20 машин), самолете-амфибии Воут OS2U Кингфишер (поставлено 20 машин), разведчике-корректировщике Кертисс-052 (поставлено от 15 до 19 машин), военно-транспортном самолете Армстронг Уитворт Альбимарль (точное число поставленных машин не известно, по крайней мере не менее 10) и об учебном самолете Норт Американ АТ-6 Тексан (86 машин), который сыграл ключевую роль в подготовке советских летчиков для боев на американских истребителях.

Ранее нашим ресурсом сообщалось об лендлизовских танках, которые спасли Сталина.



Теги: , , , , , , ,



Автор: Валерий Днепровский
Закончил в 1995 году факультет журналистики Киевского Государственного Университета, кандидат исторических наук, работает редактором интернет издания "Бульварний часопис", независимый блогер
Статей на сайте: 322

2 комментария к Десятка лендлизовских самолетов, которые спасли Сталина

  • Игорь  написал (а):

    Аэрокобра была конечно получше устаревших И-16 и И-15 «Чайка», но все же уступала немецким Ме-109 и ФВ-190. Если не ошибаюсь Покрышкин летал на Аэрокобре, но потом наши летчики с удовольствием пересели на отечественные истребители МиГ-3, Як-3, Ла-5, Ла-7, ЛаГГ-3

    • Валерий Днепровский Валерий Днепровский  написал (а):

      Покрышкин как раз начал войну на ЛаГГ и одержал на нем первую свою победу в первые дни войны, правда, в этом случае он сбил свой секретный штурмовик Су-2, так как ранее его никогда не видел. А после того, как на ЛаГГ сбили его первый раз в Молдавии, он уже неизменно воевал на Аэрокобре до конца войны.

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>