Дутая российская «доблесть» на море. Как немецкие рыбацкие баркасы потопили советскую крейсерскую подводную лодку К-23





12 мая 1942 года при атаке на немецкий конвой погибла со всем экипажем подводная лодка Северного флота К-23. Восстановить историю последнего боя советской подлодки удалось только благодаря немецким документам.

К-23 принадлежала к типу крейсерских подводных лодок типа К. Это была самая крупная подводная лодка ВМФ СССР на тот период. По замыслу конструкторов субмарина должна была иметь возможность действовать в составе групп надводных кораблей или на отдаленных коммуникациях врага. Лодка имела высокую надводную скорость в 22,5 узла, сильное артиллерийское вооружение из 2-х 100-мм и 2-х 45-мм орудий, 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме), могла принять на борт 20 мин.

Что же случилась 12 мая 42 года? В 9:22 по берлинскому времени, недалеко от мыса Нордкин К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова обнаружила конвой, в составе которого было два крупных транспорта и 6 кораблей охранения, идущий курсом на восток. Выпущенные от неимоверного страха перед противником с большой дистанции торпеды в цель не попали, но немцы атаку заметили, и группа из трех противолодочных кораблей (Uj-1101 Uj-1109 Uj-1110 — бывшие рыболовецкие суда по размерам чуть крупнее баркаса) отделившись от конвоя, направилась в сторону места предполагаемого пуска торпед. Ими была обнаружена одна из выпущенных К-23 торпед, которая плавала на поверхности без боевой части. Было решено подобрать ее, для чего Uj-1110 застопорил ход и спустил шлюпку.

И тут, совершенно неожиданно для немцев, в 7 километрах от Uj-1109 на поверхности появляется К-23 и, открыв огонь из орудий, начинает на полной скорости уходить в северном направлении. Немцы, несмотря на огневое превосходство советской подводной лодки, героически бросаются в погоню. Начинается артиллерийская дуэль, главным участником которой со стороны немцев был вооруженный одной 88-мм пушкой Uj-1109. Два других охотника были слишком далеко для прицельной стрельбы и их снаряды не долетали. Через 7 минут после начала дуэли один из немецких снарядов попал в К-23 в район рубки, вызвав пожар внутри лодки. Несмотря на попадание, скорость К-23 не упала, а ее артиллеристы продолжали вести огонь. Ответным огнем подлодка повредила Uj-1109, вынудив его к маневрированию. Охотники продолжали преследование до 11:51, пока субмарина не скрылась за пределами видимости.

Но немцы не успокоились. За К-23 тянулся след топлива, и немцы двинулись следом, вызвав авиацию, которая безуспешно атаковала субмарину бомбами. Тем временем на лодке немедленно приступили к ликвидации повреждений.

Еще в 11 часов с борта была послана оптимистическая телеграмма: «Транспорт торпедами, два дозорных корабля артиллерией уничтожены квадрат 8114 курс на север. Получил повреждения от артогня. Командир дивизиона подлодок».

Как видим, советские подводники всегда хорошо умели воевать языком, приписывая себе мнимые победы.

В 13:00 командование приказало подлодке возвращаться на базу, однако подтверждения о том, что радиограмма получена, от К-23 не последовало.

Далее события разворачивались следующим образом. Поврежденная подлодка шла на небольшой глубине со средней скоростью, оставляя за собой хорошо видимый след. Самолеты, ведя огонь из бортового оружия, указывали кораблям на место положения советской субмарины. В конце следа было обнаружено пятно топлива и масла диаметром 80-100 метров. Uj-1101 в 15:40 прошел через него и с помощью гидролокатора сумел обнаружить притаившуюся подлодку. К-23 сначала остановилась, а затем снова начала движение со скоростью 4-5 узлов. Самолеты, выработав топливо, ушли на аэродром. В 16:30 корабли, став уступом, начали ковровый сброс глубинных бомб. Всего на подлодку сбросили 63 глубинных бомбы. После одного из взрывов в 16:40 перед кораблем Uj-1109 появились пузыри воздуха, вероятно в это время на подлодке пытались продуть балласт. Было сброшено еще 9 глубинных бомб, взрыватели которых выставили на глубины от 75 до 100 метров. Именно эти бомбы смогли поразить лодку, так как на поверхности появился большой воздушный пузырь и огромное пятно топлива, куски пробки, дерева, бумага, рваные ватники и бескозырки. Среди покрывшего водную поверхность дизельного топлива и масла, снизу дорожкой начали постоянно подниматься воздушные пузыри: лодка начала тонуть и по инерции продолжала движение с креном на нос, опускаясь на дно. Еще в течении 8 минут акустики слышали шум винтов. В это время лодка в агонии опускалась  на дно. Затем топливо стало поступать на поверхность в одном и том же месте, увеличиваясь в диаметре, пока не достигло 2 километров. Немецкие моряки выловили на поверхности воды советские книги и около 60 элементов подлодки, которые были разорваны взрывом.  К-23 затонула предположительно на глубине 250 метров в 65 милях севернее мыса  Нордкин вместе с 71 членом экипажа.

До сих пор остается непонятным странное поведение К-23, которая первоначально всплыла перед немецким охотником. В любом случае бесславный конец одной из самых больших в то время советских подводных лодок и ее экипажа лишний раз показал слабую подготовку личного состава ВМФ СССР в годы Второй мировой войны, а также некомпетентность его высшего командования.

Ранее сообщалось о гибели крейсера «Жемчуг» в бухте Пенанга.



Теги: , , , , , , ,



Автор: Валерий Днепровский
Закончил в 1995 году факультет журналистики Киевского Государственного Университета, кандидат исторических наук, работает редактором интернет издания "Бульварний часопис", независимый блогер
Статей на сайте: 334

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>