крейсер «Жемчуг»

Дутая российская «доблесть» на море: крейсер «Жемчуг»





крейсер «Жемчуг»В последнее время особо много говорят о так называемых победах российского флота во все времена на всех моря и океанах. Однако, за всей патриотической шумихой и пропагандистской мишурой почему-то все забывают, что особо блистательных побед на море как таковых у России почти никогда и не было.

Расскажем немного о довольно темной и позорной странице в истории российского императорского флота, а именно о бронепалубном крейсере «Жемчуг», о существовании которого и его «славных» военных заслугах предпочитают в основном замалчивать.

Начинается это повествование с 14 августа 1903 года, когда после более чем двух лет строительства и массовых краж материальных ценностей при этом, крейсер «Жемчуг» был спущен на воду при личном присутствии императора (будущего «святого») Николая II.

Все вроде бы было хорошо, однако бутылка шампанского о борт крейсера при его спуске разбилась только с четвертой попытки. К тому же, сходя со стапелей Невского завода, «Жемчуг» зацепил гребным винтом дно, что гарантировало ему ремонт еще на полгода.

28 сентября 1905 года крейсер «Жемчуг» в составе Второй Тихоокеанской эскадры под началом адмирала Рожественского отправился на Дальний Восток, где его ждало бесславное Цусимское сражение. Однако в пути команда крейсера показала себя во всей красе – в Танжере и на Мадагаскаре пьяные дебоши матросов и офицеров «Жемчуга» французская военная полиция запомнила, пожалуй, на всю жизнь.

В Цусимском сражении «Жемчуг» вместе с еще одним «доблестным» крейсером «Изумруд» держались на траверзе броненосца «Орел», то есть, как склонны судить специалисты, попросту прятались за ним, избегая боя. Несмотря на такую осторожность, «Жемчуг» все же получил несколько попаданий снарядами средних калибров, а чуть позже, выполняя маневрирование, едва ли не столкнулся со вспомогательным крейсером «Урал», прочертив «правой частью кормы по форштевню «Урала», зацепив при этом правым винтом за его корпус».

крейсер «Жемчуг»

Вечером «Жемчуг» бросил на произвол судьбы свои броненосцы, за которые тут же основательно взялись японские миноносцы, и, увязавшись за «будущим крейсером революции» «Авророй» и «Олегом», начал свой героический драп к Маниле, где благополучно и разоружился до конца войны.

После окончания Русско-японской войны «Жемчуг» вернулся во Владивосток, а с началом Первой мировой войны вошел в крейсерский отряд, занимающийся поимкой немецкого рейдера «Эмден».

Британский вице-адмирал Джерам, командовавший отрядом кораблей, охотящихся за «Эмденом», не скрывал своего недовольства техническим состоянием «Жемчуга», а также моральным духом его команды, которая, пребывая в портах, всегда не упускала возможности закатить какой-либо скандал в виде поножовщины или массовой попойки.

крейсер «Жемчуг»

Предельно плохое техническое состояние русского крейсера «Жемчуг» привело к тому, что его попросту отправили от Никобарских островов на ремонт в Пенанг, который считался надежным тылом флота Антанты в Индийском океане.

Именно в Пенанге и произошли фатальные для «Жемчуга» события. 15 октября 1914 года немецкий крейсер «Эмден» зашел в бухту Пенанга под видом британского крейсера «Ярмут» и атаковал «Жемчуг», который стоял у причального пирса без паров. При этом команда «Жемчуга» в своем большинстве была мертвецки пьяна, а его капитан барон Черкасов убыл на берег в гостиницу к приехавшей к нему жене.

Обнаружив беспомощность «Жемчуга», на котором было в это время все тихо и спокойно, «Эмден» выпустил по нему торпеду и открыл огонь из своих орудий. На «Жемчуге» тут же началась паника, часть пьяной команды бросилась за борт. Более или менее трезвые офицеры и матросы, ставшие к орудиям, вдруг не обнаружили снарядов к ним, поскольку элеваторы подачи не работали.

крейсер «Жемчуг»

Чуть позже российская пропаганда придумает душещипательную историю о том, что изрядно захмелевшие в ходе вечерней попойки моряки «Жемчуга» все же открыли ответный огонь по «Эмдену», добившись нескольких попаданий в него. Все это не более чем вымысел, поскольку «Жемчуг» до своего полного превращения в подводную лодку так и не смог произвести ни единого выстрела.

Через какое-то время «Эмден», повторно выйдя на траверз «Жемчуга», выпустил еще одну торпеду из левого аппарата, которая, попав под мостик русского корабля, вызвала детонацию боекомплекта. Корпус «Жемчуга» разломился, и крейсер носом ушел под воду, оставив на поверхности лишь верхушку мачты с реем да два десятка плавающих бескозырок.

Утром, слегка протрезвев, уцелевшие русские моряки подсчитали потери. Оказалось, что погибло около 80 матросов и мичман, позже 7 человек умерли от ран, а 9 офицеров и 113 нижних чинов получили ранения различной степени тяжести.

4 января 1915 года в Пенанг зашел вспомогательный крейсер «Орел», который доставил лично от батюшки-царя в будущем святого Николая II многокилограммовый чугунный крест, который и установили на брацкой могиле поспехом захороненных матросов и офицеров «Жемчуга».

Виновными в гибели крейсера, как водится по-быстрому, признали его капитана барона И. А. Черкасова и старшего офицера Н. В. Кулибина, разжаловав их в рядовые и отправив на Кавказский фронт.

В 20-х годах прошлого века «Жемчуг» был частично поднят британцами и разобран на металл, поскольку Советское правительство не было заинтересовано в получении назад столь «доблестного» корабля.



Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Автор: Валерий Днепровский
Закончил в 1995 году факультет журналистики Киевского Государственного Университета, кандидат исторических наук, работает редактором интернет издания "Бульварний часопис", независимый блогер
Статей на сайте: 323

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>