Подвиг Николая Гастелло

Подвиг летчика Гастелло оказался фейком и очередным мифом советской пропаганды





Николай ГастеллоВсем людям, заставшим еще Советский Союз в расцвете, со школьной скамьи известен подвиг советского летчика Николая Гастелло, который якобы направил свой подбитый самолет на прорвавшуюся колонну немецкой техники. На этой красивой совковой легенде воспитывались десятки поколений советских людей в послевоенный период.

Печально, что эта душещепательная история о героическом летчике, пылающем самолете и беспрецедентном на тот период таране, так и осталась мифом и сплошным вымыслом.

Попробуем во всем разобраться по порядку.

В довоенной Москве (имеется в виду Первая мировая война) крайне неуважительно относились к приезжим людям, а особенно из Белоруссии и Украины, поэтому отец Николая, белорус-католик Франц Гастыло, приехав в российскую столицу на заработки, спасаясь от голода, тут же сменил фамилию, чтобы не привлекать к себе повышенное внимание, на «Гастелло». Эта фамилия более говорила об итальянских или испанских корнях, нежели о белорусских, поэтому была даже в какой-то мере и престижной. Николай Францевич Гастелло, будущий «герой» родился 26 апреля 1907 года. Его учеба прошла в Сокольническом мужском училище, потом работа и обязательное членство в ВКП(б). В 1932 году по путевке партии Гастелло направляется на учебу в 11-е Луганское летное училище, где он становится летчиком дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф. В боях на реке Халхин-Гол в 1939 году Гастелло принимает боевое крещение, бомбя японские позиции и службы обеспечения в районе горы Баин-Цаган. В Зимней (Советско-финской) войне самолет Гастелло совершил несколько налетов на Хельсинки и Турку, сбрасывая бомбы на мирные финские города, что было потом названо Молотовым «сбрасыванием хлеба голодающим жителям финской столицы».

Понеся тяжелейшие потери в первые дни войны, особенно на Западном фронте, советская фронтовая авиация фактически утратила свою боеспособность, а местами и перестала существовать вовсе. Это объясняет тот факт, что тяжелые бомбардировщики дальнего действия, предназначенные для рейдов в глубокий тыл противника и бомбардировок с больших высот, были брошены на штурмовку прорвавшихся колонн немцев. В этом случае самолетам ДБ-3Ф приходилось снижаться до минимальных высот, где они становились легкой добычей практически для всех средств ПВО противника. 26 июня 1941 эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3Ф под командованием Николая Гастелло также была брошена фактически на убой для атаки прорвавшегося противника в Белоруссии на участке Молодечно-Радошковичи.

Экипаж бомбардировщика под началом Николая Гастелло состоял из четырех человек. Помимо командира экипажа, в него входили стрелки-бомбардиры лейтенанты Скоробогатый и Бурденюк, а также стрелок-радист младший сержант Калинин. После войны в списке погибших членов экипажа самолета Гастелло значилось, что один член экипажа выпрыгнул из самолета с парашютом, однако кто это был, оставалось неизвестным. По мнению специалистов, несовершенная конструкция бомбардировщика ТБ-3Ф была таковой, что первым и, пожалуй, единственным кто из него мог выпрыгнуть с парашютом, был только сам командир.

В 1951 году была вскрыта братская могила, где был якобы похоронен Николай Гастелло для дальнейшего его перезахоронения. Однако останков капитана Гастелло в этой могиле не было. Вместо этого были обнаружены останки старшего лейтенанта Григория Реутова, стрелка-радиста из состава экипажа другого бомбардировщика ДБ-3Ф, который пропал без вести 26 июня 1941 года, то есть в день беспримерного «подвига» Николая Гастелло. Командиром экипажа этого самолета был капитан Александр Маслов. Его самолет был также подбит в том же бою. Нашлись даже свидетели, которые видели, что Маслов действительно намеревался совершить таран немецкой колонны, однако немного не дотянул, и его машина рухнула метрах в 200 от шоссе. Из этого, вероятнее всего, и родился красивый миф о таране.

Подвиг Николая Гастелло

А что же Николай Гастелло и его самолет? Его все-таки обнаружили. В болоте у деревни Мацки, в 25 километрах от Радошковичей. 26 июня 1941 года в деревенские огороды приземлился на парашюте летчик из рухнувшего в болото самолета. Далее, по одной из версий, летчик был взят в плен приехавшими на машине немцами, по другой – летчика немцам выдали местные жители, которые довольно ощутимо пострадали от Советской власти в довоенный период. Ну, а среди обнаруженных в болоте обломков самолета был найден медальон младшего сержанта Калинина и письмо, подписанное лейтенантом Скоробогатым. Так что есть значительные основания считать, что взятым немцами в плен советским летчиком был не кто иной, как сам «герой» капитан Гастелло.

Сейчас весьма точно можно сказать, что Николай Гастелло не совершал никакого подвига, по крайней мере, описанного советскими военными журналистами, писателями и историками. Хотя летать на устаревших ДБ-3Ф на относительно малых высотах, рискуя быть сбитым, это уже был в то время героизм.

Как же сложилась дальнейшая судьба Николая Гастелло? Никакой информации на этот счет нет, поэтому остается только предполагать. Вполне возможно, что Николай Гастелло, если не погиб в плену и пережил войну, зная, что его ждет в СССР после освобождения, как бывшего военнопленного, остался на Западе и, таким образом, дожил до старости. А может он все же вернулся на родину и потерялся на просторах необъятного ГУЛАГа, так как, будучи живым, мог разрушить созданный миф о подвиге, который вдохновлял советских граждан на самопожертвования ради светлых идей социализма.

Ранее нашим ресурсом рассказывалось о том, что подвиг 28-ми героев панфиловцев оказался сплошным враньем и вымыслом.



Теги: , , , , , , , , , , , , , ,



Автор: Валерий Днепровский
Закончил в 1995 году факультет журналистики Киевского Государственного Университета, кандидат исторических наук, работает редактором интернет издания "Бульварний часопис", независимый блогер
Статей на сайте: 305

Один комментарий к Подвиг летчика Гастелло оказался фейком и очередным мифом советской пропаганды

  • adef  написал (а):

    //воспитывались десятки поколений советских людей в послевоенный период.
    — треба б виправити, бо десятки поколінь, то, напевно, від часів Володимира Великого

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


*