Самолет-субмарина Conveir - уникальный американский проект летающей подводной лодки

Самолет-субмарина Conveir — уникальный американский проект летающей подводной лодки





Самолет-субмарина Conveir - уникальный американский проект летающей подводной лодкиКонцепция летающей подводной лодки крайне проста: летательный аппарат обнаруживает надводного противника в воздухе и совершает отвлекающий маневр, ну а затем, уйдя от визуального контакта неприятеля, погружается под воду и уничтожает необходимую цель торпедами. После удачной или неудачной атаки надводной цели самолет-субмарина легко взлетает из-под воды и отправляется на базу. Именно такой принцип летающей подводной лодки был впервые предложен советским конструктором Борисом Ушаковым еще в 30-е годы прошлого века.

Не задолго до окончания Второй мировой войны, примерно в апреле 1945 года, в США некий инженер Хьюстон Харрингтон подал заявку на патент, который назывался «Совмещение самолета и подводной лодки». Патент был выдан 25 декабря, однако далее дело в этом направлении не пошло и о самой идее забыли на несколько лет.

Аналогичный патент на практически аналогичную конструкцию был выдан в США уже в 1956 году. Его обладателем стал американский инженер Дональд Дулитл. Конструкция его детища более отталкивалась от субмарины, нежели от самолета, однако компактно совмещала в себе качества и того, и другого. В летающей подводной лодке Дулитла движение в подводном положении обеспечивалось за счет электромоторов, а в воздухе — двух реактивных двигателей.

В 1964 году авиационная компания Conveir предложила руководству ВВС США свою разработку компактного самолета-субмарины, концепция которой базировалась как на разработках Харрингтона, так и Дулитла. В тот период американскому военному ведомству компанией-разработчиком были представлены соответствующие документы и техническая документация — схемы, чертежи и даже несколько перспективных рисунков. Компания Conveir получила от Бюро военно-морских вооружений первоначальное техническое задание, согласно которого развиваемая скорость у создаваемого самолета-субмарины была бы порядка 280−420 километров в час, глубину погружения около 460 метров, дальность полета без посадки и дозаправки не менее 800−955 километров. Невзирая на явно завышенные для того периода требования, двухстороннее соглашение было заключено.

Самолет-субмарина Conveir - уникальный американский проект летающей подводной лодки

В проекте реализовали идею использования топливных баков в качестве балластных емкостей для погружения, однако топливо при этом не сливалось, а перекачивалось в резервные баки для лучшей балансировки машины в подводном положении. Пилотный и двигательный отсеки тщательно герметизировались, а остальные части самолета-субмарины заполнялись забортной водой. В конструкции летающей подводной лодки использовались сверхпрочные и сверхлегкие материалы, доступные в то время, в том числе титан и его сплавы. Экипаж такой машины состоял из двух человек. В ходе реализации проекта были изготовлено несколько моделей, а также два прототипа, которые успешно прошли испытания.

Неожиданная развязка наступила в 1966 году, когда известный одиозный сенатор Аллен Элендер, который в тот период занимал должность главы Комитета сената по вооружениям, откровенно посмеялся над проектом и наложил резолюцию о прекращении разработок в этом направлении. Судьба двух прототипов и полноразмерных моделей остается неизвестной.

Ранее сообщалось о том, что Sea Fighter — американском портативном вертолетоносце береговой обороны.



Теги: , , , , , , , , , , , , , , , ,



Закончил в 2005 году Черкасский Государственный Технологический Университет, кандидат технических наук, работает начальником отдела госпредприятия "Укроборонсервис", блогер
Статей на сайте: 228

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


*