Ученые продолжают наблюдать слияние двух черных дыр в квазаре PKS 1302-102

Ученые продолжают наблюдать слияние двух черных дыр в квазаре PKS 1302-102.

слияние двух черных дырКвазар PKS 1302-102 есть одним из нескольких известных на сегодняшний день квазаров, в аккреционном диске которого находится две спаренные черные дыры.

Эта система черых дыр интересна для астрономов также тем, что при их слиянии может произойти мощнейший взрыв.

Ученые продолжают наблюдение за этим возможным событием, которое в конечном итоге может привести к выделению колоссального количества энергии и дать исследователям возможность больше узнать о природе гравитационных волн.

“Результатом слияния будет высвобождение огромного количества энергии, которая в эквиваленте будет равняеться взрыву нескольких миллионов, а, может быть, и десятков миллионов сверхновых”, — сказал один из первооткрывателей квазара PKS 1302-102 Мэтью Грэм (Matthew Graham) из Калифорнийского технологического института.

По его мнению, квазар находится в заключительной стадии процесса слияния.

Ученый добавил по этому поводу: «Это может помочь нам понять, как именно выглядят окончательные этапы слияния черных дыр и как долго длятся подобного рода процессы. Этот процесс до сих пор описан лишь теориями, однако теперь у нас появилась реальная возможность увидеть его».

Грэм и его коллеги из Калифорнийского технологического института, используя современные телескопы обнаружили сильный, периодический сигнал во время наблюдения за PKS 1302-102 в оптическом и инфракрасном свете. Эта периодичность сигнала свидетельствует в пользу того, что внутри квазара находится две спаренные сверхмассивные черные дыры.

Ученые продолжают наблюдать слияние двух черных дыр в квазаре PKS 1302-102

“В январе 2015 года мы сообщили об обнаружении периодического сигнала с периодом – пять лет, исходящего от PG1302-102 в оптическом диапазоне. Мы предложили ряд возможных физических механизмов, однако все они требовали наличия двух сверхмассивных черных дыр в пределах квазара”, — объясняет Грэм.

“Эти периодические сигналы не являются случайными. Мы можем наблюдать их на всех длинах волн”, — подчеркивает Джордж Джорговски (George Djorgovski) из Калифорнийского технологического института.

“Наличие инфракрасного сигнала с такой же периодичностью, что и у оптического и ультрафиолетового сигналов является доказательством наличия двойной системы сверхмассивных черных дыр у рассматриваемого объекта”, — отмечает в ответ Грэм.

Пока все ждут слияния двух сверхмассивных черных дыр в PKS 1302-102, ученые подчеркивают, что это уже произошло, поскольку квазар находится примерно 3,5 миллиарда световых лет от Земли.

По мнению ученых, что слияние уже свершилось примерно 3 390 000 000 лет назад.

Если это так, то свет от этого события придет к нам в ближайшие 100 миллионов лет.

Независимо от результатов, это событие будет бесценным источником информации о гравитационных волнах. Бинарные черные дыры считаются сильнейшими (из известных) источниками гравитационных волн во Вселенной. Если они сливаются, то это может дать нам замечательный шанс для непосредственного наблюдения гравитационных волн.

Ученые будут непрерывно следить за квазаром, осуществляя наблюдения в различных диапазонах длин волн.

Ранее сообщалось о ом, что впервые гамма-пульсар обнаружен в другой галактике.